Москва - третий Рим

Москва - третий Рим
   учение, в к-ром идея Рима как центра христианского мира связывалась с эсхатологической идеей странствующего царства, удерживающего приход антихриста, а также бытовавшей в Европе после падения Зап. Римской империи идеей передачи имперской власти. Историческим прологом его появления было взятие турками в 1453 г. Константинополя, столицы Вост. Римской империи, названной уже в постановлениях II Вселенского (Константинопольского) собора "новым Римом", и возвышение московского князя вследствие присоединения к его княжеству новых земель (Новгорода и Пскова). На него оказали также влияние ожидания конца света на исходе седьмого тысячелетия от сотворения мира (1492). Впервые идея о преемственности христианского царства высказывалась в изложении пасхалии "на ось-мую тысящу лет" митрополита Зосимы (1492), затем - в посланиях старца Спасо-Елеазарова монастыря Филофея: к Василию III (ок. 1514–1521), к дьяку Михаилу (Мисюрю) Мунехину (1527–1528), Ивану IVГрозному (ок. 1542). Идея преемства царства восходит к ветхозаветной книге пророка Даниила (истолкование сна Навуходоносора и видения истукана: Дан. 2, 31–45). Согласно Ипполиту Римскому, истукан символизирует четыре царства, последовательно сменявшие друг друга в мировой истории: вавилонское, мидо-персидское, эллино-македонское и римское. С падением римского царства должен явиться антихрист. Тема странствующего царства - царство или град находится в странствии и скитании до тех пор, пока не придет час бежать в пустыню, - встречается и в византийской литературе. В историософской концепции Филофея установление христианского царства в Москве является третьей и последней попыткой создать земной православный град и задержать пришествие антихриста."…Храни и внимай, благочестивый царь, - обращается он к Василию III, - тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать. И твое христианское царство другим не сменится, по слову великого Богослова, а для христианской церкви сбудется блаженного Давида слово: "Вот покой мой во веки веков, здесь поселюсь, как пожелал я того". Мысль об отвержении Византии раскрывается Филофеем постепенно: в послании к Василию III он просто констатирует факт падения Константинополя, в послании к Мунехину по поводу звездочетцев и латинян видит причину его падения в измене греков православной вере, а в послании к Ивану IV падение второго Рима представляется полным и бесповоротным вследствие его соединения с лат. верой (Флорентийская уния 1439 г.). Помимо эсхатологического, учение "М. - т. Р." содержит мессианический аспект, выражающийся в идее смены богоизбранности народов, отвержения одного и призвания другого народа как оплота христианства. Филофей развивает этот мотив, прозвучавший в "Слове о законе и благодати" митрополита Илариона. Со временем это учение превратилась в идеологическое подкрепление самодержавной власти московского царя, созидающего новый Рим взамен прежнего, а отнюдь не продолжающего традиции второго Рима. Именно в таком ключе оно интерпретировалось Данилевским, Катковым, А. А. Киреевым, Тихомировым. Его отзвуки были в кантате П. И. Чайковского "Москва" на слова А. Н. Майкова, написанной для торжеств по поводу коронации Александра III. О его эсхатологическом смысле напоминает В. С. Соловьев в стихотворении "Панмонголизм" (1894): "И третий Рим лежит во прахе, / А уж четвертому не быть".
   Л и т.: Послания старца Филофея // Памятники литературы Древней Руси. Конец XV - первая половина XVI века. М., 1984; Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901; Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности. Статья первая // Новый мир. 1988. № 7;Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X–XVII вв. М., 1990; Прот. Мейендорф И. Византия и Московская Русь. Париж, 1990; Плюханова М. Б. Сюжеты и символы Московского царства. Спб., 1995; Синицына Н. В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции. М., 1998,
   А. П. Козырев

Русская Философия. Энциклопедия. . 2015.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Москва - третий Рим" в других словарях:

  • МОСКВА — ТРЕТИЙ РИМ — МОСКВА ТРЕТИЙ РИМ, политическая теория, обосновывавшая всемирно историческое значение столицы Русского государства Москвы (см. МОСКВА (город)) как политического и церковного центра. Теория была изложенав характерной для средневекового мышления… …   Энциклопедический словарь

  • Москва — третий Рим — Тезис, который с конца XVI века постоянно присутствует в русском общественном сознании, часто являясь предметом спора. Так, русский философ и поэт Владимир Соловьев по этому поводу писал: Судьбою павшей Византии Мы научиться не хотим, И все… …   Словарь крылатых слов и выражений

  • МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ — политическая теория, в которой столица русского государства Москва рассматривалась как всемирный политический и церковный центр. Московские цари провозглашались преемниками римских и византийских императоров. Складывалась в середине 15 середине …   Современная энциклопедия

  • “Москва - третий Рим” — “МОСКВА ТРЕТИЙ РИМ”, политическая теория, в которой столица русского государства Москва рассматривалась как всемирный политический и церковный центр. Московские цари провозглашались преемниками римских и византийских императоров. Складывалась в… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ — политическая теория 15 16 вв., утверждавшая историческое значение столицы Русского государства Москвы как всемирного политического и церковного центра. Московские цари провозглашались преемниками римских и византийских императоров. Сформулирован …   Русская история

  • "Москва - третий Рим" — политическая теория 15 16 вв., утверждавшая историческое значение столицы Русского государства Москвы как всемирного политического и церковного центра. Московские цари провозглашались преемниками римских и византийских императоров. Сформулирована …   Политология. Словарь.

  • Москва – третий Рим — Третий Рим европейская религиозно историософская и политическая идея, использовавшаяся (использующаяся) для обоснования особого значения различных городов как религиозно политического центра, ставшего преемником Рима. В средневековой политологии… …   Википедия

  • Москва — третий Рим — Третий Рим европейская религиозно историософская и политическая идея, использовавшаяся (использующаяся) для обоснования особого значения различных городов как религиозно политического центра, ставшего преемником Рима. В средневековой политологии… …   Википедия

  • "МОСКВА - ТРЕТИЙ РИМ" — политич. теория, сложившаяся в период образования Рус. централизованного гос ва и обосновывавшая его самостоятельность. Мысль (или представление) о Москве как о новом центре мирового христианства впервые прозвучала в Изложении пасхалии… …   Советская историческая энциклопедия

  • Москва - третий Рим — («Москва третий Рим»,)         политическая теория 16 в. в России, обосновывавшая всемирно историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра. Теория «М. т. Р.», изложенная в характерной для… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»